Стоило очередной новинке DJI, мини-дрону Spark, поступить в продажу, как эксперты уже поспешили разобрать его на запчасти. Да, в беспрецедентных возможностях квадрокоптера профессионал убедится самостоятельно только в случае, если сможет изучить его «внутренности» и сравнить с представителями других линеек. Выдержит ли Spark поединок за выживание со своими более крупными соперниками?
Первое впечатление экспертов оставляет желать лучшего: в результате уменьшения габаритов доступ к лучам и камере намного усложнился. Как известно, именно эти механизмы наиболее часто выходят из строя. Чем чревато такое решение? Все очедино: если камера выйдет из строя, то владельцу за восстановление устройства придется заплатить практически полную стоимость беспилотника. И это в лучшем случае, в худшем — ремонт некоторых деталей вообще невозможен.
Для полного представления картины и сравнительного анализа специалисты разобрали одновременно несколько дронов: наиболее крупный из тройки — Phantom 4, средний по габаритам — Mavic Pro и крохотный Spark. В данной статье мы сравним все три модели и узнаем, во что может выльиться ремонт квадрокоптера DJI в Алматы.
Малыша Spark фанаты встретили с возгласами восхищения и громкими аплодисментами. Легкий, компактный дрон умещается в руке, взлетает с ладони и сюда же возвращается обратно. Команды владельца квадрокоптер понимает с помощью простых жестов или через режимы смартфона. В новинке продуманы мельчайшие детали. Но как сказывается уменьшение размеров на ремонтопригодность и есть ли в продаже запчасти Spark?
При снятии крышки мини-дрона внимание сразу привлекает турбинный вентилятор. Он такой же, как у предыдущей модели. Что касается системы охлаждения в целом, то это одна из сильных сторон продуктов DJI и принцип ее работы в большинстве устройств одинаков. Воздух, движимый вентилятором, проходит через радиатор, далее выходит наружу через щели, расположенные в противоположной части корпуса.
Уязвимым местом в квадрокоптерах DJI эксперты единогласно признают камеру. Именно она чаще всего является причиной обращения в сервисный центр DJI в Казахстане. Камера дронов имеет легкую и хрупкую конструкцию. Даже если удар не приходится на объектив, он выходит из строя под воздействием силы инерции.
Из всех трех аппаратов Spark наиболее уязвим в этом отношении. Его камера расположена в труднодосягаемом месте. Чтобы добраться до нее, нужно практически полностью разобрать начинку аппарата. Ремонт квадрокоптера DJI при этом обходится в несколько раз дороже, хотя цена камеры — не заоблачная. В этом отношении выигрывают Phantom и Mavic. Для доступа к камере обоих дронов достаточно снять крышку с корпуса.
В силу маленьких габаритов камер беспилотников, их, в основном не ремонтируют, а заменяют новыми, тем более, что проблем с официальными запчастями дронов в Казахстане нет.
Из наиболее часто ломающихся деталей второе место занимают лучи. В Spark они выполнены в виде вытянутой руки с двигателями и лопастями. Лучи дрона соединены с рамой, так что при восстановительных работах нужно заменять корпус целиком. В отличие от Mavic Pro. У него данные элементы ремонтируются каждый по отдельности.
Главная проблема ремонта мини-дрона - не цена расходных материалов (разница в ценах одного луча и целого корпуса незначительна), а в более дорогой стоимости работ, так как небольшие детали извлекаются с трудом, усложняя процесс замены. Как обстоит дело с покупкой запчастей Spark в Казахстане, говорить еще рано. Точных сведений, когда будут в продаже расходные материалы, не известно. Возможно, ремонт Spark будет состоять в том, чтобы полностью поменять его начинку.
В отличие от DJI Spark, его предшественник собран так, что внутри корпуса остаются свободные полости, хотя Mavic Pro также относится к малогабаритным квадрокоптерам. При разработке дрона производитель позаботился как о компактности, так и эргономике беспилотника.
Основные внутренние механизмы Mavic Pro находятся под крышкой корпуса. При ремонте вышедшего из строя элемента не нужно разбирать всю «начинку» целиком. Опытный мастер справится с разборкой за считанные минуты, тем более, что сложностей с запчастями Mavic Pro также нет.
Компоновка крупных дронов отличается от миниатюрных. Phantom 4 отличается модульной конструкцией, что намного облегчает восстановление вышедшей из строя детали. Так, камера — это отдельный модуль, после снятия которого корпус делится на две равные части. По центру располагается процессор.
В крупногабаритных дрона реализована модульная компоновка. Съемный узел камеры включает также вентилятор, слоты для microSD/USB. При поломке какого-либо механизма, входящего в состав данного блока, последний меняется целиком. Купить запчасти Phantom 4 в Казахстане можно в нашем интернет-магазине.
Ответ на данный вопрос зависит от конкретной детали и линейки дронов. Так, если шлейфы на камерах Phantom 3/4 вполне возможно заменить самостоятельно, то официальные шлейфы на Mavic Pro купить не получится. Неоригинальные запчасти Mavic Pro есть в продаже у различных китайских поставщиков (типа aliexpress), но вам придется запастись 4-5 деталями, на случай, если попадутся нерабочие (такое часто случается).
Заменить корпус Phantom 4 можно только с помощью паяльника: сначала нужно отпаять двигатели, затем их снова припаять. Ремонт DJI Phantom проводится крайне аккуратно и осторожно. Контакты одного из двигателей расположены близко к шлейфу. Велика вероятность, что при неосторожном подходе они могут быть повреждены.
Обращаться в официальный сервис DJI в Казахстане или нет — решать вам. Теоретически, можно самостоятельно разобрать корпус, заменив поломанную деталь. Проблема в том, что без потерь у неопытного пользователя не получится отремонтировать устройство. Так, у Phantom 4 или 4 Pro при разборке корпуса нет никаких гарантий, что вы случайно не оторвете провода антенн. А у Phantom 3 — повредите конденсаторы на плате или повредите провод GPS антенны.
Небольшие квадрокоптеры значительно отличаются компоновкой от крупных аналогов. Это уже понятно. Но, если рассматривать беспилотники с точки зрения частых поломок, то в этом плане большой разницы нет. Ломаются как маленькие, так и большие аппараты. Хотя, если учитывать малый вес и легкие габариты мини-дронов, можно сказать, что они более устойчивы к ударам. Так, Mavic и Spark оснащены складными лопастями, предотвращающими падение во время столкновения с преградой. Во многих ситуациях, когда Phantom 4 падает, Spark только отскакивает, переворачивается и продолжает полет.
В плане ремонтопригодности, как отметилось выше, первое место в «пробеге» занимают крупные дроны, в нашем случае — Phantom 4. Второе — Mavic Pro, до камеры которого добраться несложно, только придется предварительно снять крышку. Последним идет Spark. Чтобы достать его камеру, нужно полностью разобрать беспилотник.
Уменьшение габаритов корпуса также приводит к увеличению модулей, расположенных внутри аппарата. Вся базовая начинка устанавливается на одной плате (процессор, сенсоры и др.). Как только выходит из строя хоть один элемент, менять приходится блок целиком. При больших размерах корпуса, внутренние механизмы размещены в нескольких узлах, что намного упрощает замену сломанной детали.
Разборка мини-дронов усложнена еще и тем, что элементы расположены близко друг к другу. Такое решение на работу устройства никак не влияет, но при разборке велика вероятность что-нибудь случайно сломать.
В представителях беспилотников облегченных и версий отсутствует защита от влаги/ударов. Единственное улучшение в этом плане — расположение важных механизмов в нижней части корпуса, куда капли дождя не попадают. Дрону грозит неминуемая «смерть», если он упадет в воду. Когда именно — моментально или через несколько дней, зависит от его размеров.
Рынок беспилотных летательных аппаратов стабильно пополняется новыми предложениями — большими, мощными, ремонтопригодными и дорогими моделями. Параллельно с последними выпускаются и устройства миниатюрные, с облегченной конструкцией и весом, менее устойчивые, но более доступного ценового сегмента. Потребительские дроны имеют своих покупателей, профессиональные — своих. С выпуском недорогой продукции производители увеличивают клиентскую базу, расширяя границы влияния.
Габариты беспилотников уменьшаются за счет:
увеличения плотности сборки;
отказа от системы дублирования;
уменьшению размеров комплектующих.
К чему приводит подобная минимизация:
усложняется доступ к отдельным механизмам конструкции;
при замене вышедшей из строя детали приходится менять всю плату, на которой расположены базовые элементы;
повышается стоимость ремонтных работ;
заменить сломанный механизм без потерь, с трудом удается даже опытному мастеру;
повышенный риск отказа в полете, из-за отсутствия дублирующих сенсоров и антенн.