Без сомнения, ниша гражданских БПЛА все еще свободна для новых игроков – это доказывает большое количество стартапов по проектированию и кастомизации дронов.
Если несколько лет назад данные летальные устройства считались чем-то новаторским и экспериментальным, то сейчас – это такой же потребительский товар, как и мобильный телефон или ноутбук.
Рекордным по объему продаж дронов в США оказался прошлый, 2015 год. Федеральная служба гражданской авиации оценила его в 1 млн. долларов. В 2014 году во всем мире было реализовано около 5 млн. беспилотников, такие данные представила компания ABI Research. На следующие 10 лет в этой нише аналитики прогнозируют 20 кратный рост объемов продаж с примерным денежным оборотом в 4,6 млрд. долларов.
Доля развлекательных дронов по отношению к полупрофессиональным устройствам за десять лет практически сравняется и будет составлять примерно две трети. Рост общей выручки за последние три года по данным Kleiner Perkins Caufield&Byers с 250 млн. долларов в 2013 году вырос до 750 млн. в 2015, а к концу этого года составит около 1.7 млрд.
Конечно, большая часть "денежного пирога" досталась китайской компании DJI, которая в марте представила последнее обновление в линейке квадрокоптеров Phantom. Представитель 4 серии может набирать скорость в горизонтальном полете до 72 км/час, умеет различать и самостоятельно облетать препятствия, а также имеет умную систему слежения за выбранным объектом с воздуха.
Кроме новинок от DJI, любители БПЛА ожидают презентаций от таких компаний как Parrot, EHang и 3DR. Как правило, купить квадрокоптер в Казахстане можно буквально через пару месяцев после его появления на мировом рынке.
Проектирование и создание квадрокоптеров - не самое легкое занятие, но это никак не останавливает молодых инженеров, желающих развиваться в данной области. На площадке Kickstarter наблюдается многократное увеличение количества новых проектов, посвященных беспилотным летательным аппаратам.
Больше всего желающих покорить «небо» стартапов появилось в Китае. Кроме никому не известных энтузиастов, отрасль осваивают и уже устоявшиеся компании, такие как Xiaomi. В этом году китайский производитель электроники уже презентовал свой первый квадрокоптер, который станет новым вызовом для всемирно известного бренда.
Не менее интересную разработку представила еще одна китайская компания Zero Zero Robotics – дрон под названием Hover. Устройство обладает качественной камерой и жестким каркасом для лопастей. Главная особенность беспилотника заключается в том, то Hover снабжен умной системой распознавания лиц и может преследовать своего владельца, делать снимки и видео. Иными словами - пользователям предлагается собственный летающий видео и фото оператор. Хотя системы слежения за объектами уже разрабатываются и внедряются конкурентами, такими как Lily и DJI, в Zero Zero Robotics уверены, что их дрону найдется место в сердцах авиа любителей. В отличии от Lily в Zero Zero Robotics не требуют носить дополнительный браслет для того, чтобы беспилотник смог отличить хозяина от другого человека.
Развивается не только сфера постройки квадрокоптеров, но и все касающиеся её технологии. Появляются новые компании, которые предлагают электронные решения по сбору и обработке данных, полученных с помощью беспилотных устройств.
Например, компания Drone Deploy занимается постройкой облачного сервиса для коммерческих летательных аппаратов. Полученные Drone Deploy результаты поражают, так как с помощью БПЛА уже составлена карта площадью более 800 тыс. гектаров в более 100 странах.
В основном коммерческие беспилотники служат для геодезических исследований, но это далеко не все сферы их использования. Большое количество квадрокоптеров задействовано в сельском хозяйстве, строительстве, инспектировании производственных зданий и вышек.
Подобные устройства выполняют ту работу, которая слишком опасна для жизни и здоровья человека или требует привлечения специализированной техники (подъемники, краны, вертолёты). Такое использование дронов экономит фермерским и другим хозяйствам тысячи долларов каждый месяц.
Увеличение количества беспилотников неизбежно повлекло за собой появление проблемы безопасности полетов. Для регулировки этого вопроса компания Precision Hawk предложила инновационное решение, внедренное на беспилотник Lancaster - сервис Data Mapper. По сути, он является облачной платформой, которая хранит и анализирует поступающие данные от устройств, подключенных к системе. На основании полученной информации может осуществляться корректировка маршрутов с целью обеспечения безопасности движения.
Data Mapper – это продвинутая интеллектуальная система управления движением, тестированием которой занимались специалисты из NASA и FAA
Каждый новый Parrot Dron, квадрокоптер DJI в Алматы и других городах с нетерпением ждут тысячи поклонников. Инвесторы вкладывают деньги не только в компании по производству дронов, но и в системы управления, программное обеспечение. Объемы венчурного финансирования с 2014 года в данном направлении увеличились в четыре раза и составляют более 450 миллионов долларов. Финансовые вливания поступают как от небольших частных инвесторов, так и от крупных фондов.
Работа над новыми технологиями в данной сфере не останавливается ни на минуту. Свой вклад в инновации вносят такие компании как Amazon (создание коммерческого дрона по автоматической доставке товаров из магазина покупателю), Aquila (летающий самолет, предоставляющий доступ к сети интернет на большое расстояние).
Не так давно на мировом рынке зашла речь и о пассажирских дронах. Вполне возможно, что в ближайшем будущем нас ждет новый виток развития транспортных средств, где беспилотники буду играть далеко не последнюю роль.
В некоторых странах беспилотники уже поступили на государственную службу. В Австралии появилась воздушная доставка посылок с помощью БПЛА. Также австралийские власти будут использовать дроны для информирования купающихся о приближении к берегу акул. Первую доставку, произведенную квадрокоптером, уже осуществили в Америке – устройство принесло посылку вместо почтальона.
В социальной сфере также планируется привлечение дронов. В Китае данные устройства будут использовать для доставки продуктов в сельскую местность. Организация ЮНИСЕФ намерена с их же помощью бороться с распространением ВИЧ в Малави. EMSA и ESA собираются контролировать уровень загрязнений торговых водных путей с помощью беспилотников в Ботническом заливе, проливе Ла-Манш, а также Северном и Балтийском морях.
Как заявляют аналитики, в ближайшее время использование дронов разных конфигураций будет внедрено в энергетику, строительство, сельское хозяйство, кино и СМИ, а также ЖКХ. Большая часть новых разработок будет направлена на гражданские и коммерческие нужды. Ощутимого роста использования дронов в военной сфере в ближайшие 5 лет не ожидается.