Все мы знаем, что определять координаты транспортного средства и получать данные о его техническом состоянии в режиме онлайн можно через стандартный автомобильный трекер. Но задумывались ли вы, как он работает? Почему, например, производители предлагают нам купить GPS маяк с двумя системами глобального позиционирования — GPS и ГЛОНАСС? Неужели одного GPS для мониторинга недостаточно и чем вообще отличаются гибридные системы? В этой статье мы постараемся ответить на все вопросы.
Итак, GPS — это американская система спутникового позиционирования, а ГЛОНАСС — российская технология. Вместе они образуют единый тандем и гарантируют эффективный мониторинг транспортных средств. Их отличие в основном заключается в корректности данных: в северных широтах лучше работает система ГЛОНАСС, в южных — более точное позиционирование удается GPS.
Представьте, что вы отправляете груз из пункта “А” в пункт “В”. Установив в автомобиль GPS трекер с поддержкой ГЛОНАСС, вы сможете проследить за его маршрутом практически в любой точке мира. Тесты двухсистемных маяков показали, что координаты автомобиля определяются с точностью до 1 метров (при движении на открытой местности на крупной автомагистралей). Более того, актуальная информация будет непрерывно (и даже в роуминге) поступать на смартфон: расход топлива, преднамеренные и вынужденные остановки, изменение маршрута, превышение или замедление скорости и др. Трекеры, в которых работает только GPS или только ГЛОНАСС, не будут такими точными (GPS - до 3 метров, ГЛОНАСС - до 6 метров). Они просто неспособны предоставлять достоверную информацию из-за того, что "заточены" под свои геозоны.
Однако, несмотря на то, что отличия технологий мониторинга выглядит очевидными, вопрос "в чем разница между ГЛОНАСС мониторингом транспорта и GPS" для многих остается открытым. Давайте попробуем разобраться, в чем же все-таки она заключается?
Впервые о "ГЛОбальной НАвигационной Спутниковой Системе заговорили" в 50-х гг. прошлого столетия, но запуск первого спутника датируется 1982 годом. На протяжении нескольких десятилетий количество активных спутников ГЛОНАСС росло и на сегодняшний день оно составляет 24 штуки. В каждой из трех орбит перемещается по 8 спутников, движения которых не синхронизированы с вращением Земли. Такое решение позволяет добиться более стабильной работы спутников в течение длительного времени.
Несмотря на то, что специалисты ежедневно работают над улучшением технологии, у трекеров с ГЛОНАСС есть как преимущества, так и недостатки.
Плюсы ГЛОНАСС
высокая степень защищенности;
устойчивость к воздействию помех;
Недостатки ГЛОНАСС:
медленная обработка сигнала;
снижение точности данных и нарушение стабильности передачи в зависимости от рельефа местности, в частности, в южных регионах;
при вычислении координат объекта на дистанции 4-8 м появляются погрешности.
Глобальная система позиционирования (GPS) была разработана в середине 70-х гг. по инициативе Министерства обороны США. Запуск первого сателлита состоялся в 1974 г. Изначально, система использовалась исключительно военными и спецслужбами, и только в последние годы перешла в потребительский сектор. В состав американской системы мониторинга входят 6 плоскостей с четырьмя спутниками на каждой. Это только начало. По заверениям разработчиков это число в недалеком будущем увеличится до 48. Еще одна отличительная особенность — полная синхронизация движений с вращением Земли.
Итак, какие же плюсы у GPS маяков?
максимальная зона покрытия;
быстродействие и предельная точность работы.
Недостатки GPS:
низкая устойчивость к воздействию аппаратов, заглушающих сигнал;
неустойчивый прием в закрытых помещениях, вблизи металлических конструкций, мостов;
недостаточная степень защищенности.
Конечно, главное отличие между ГЛОНАСС системой мониторинга и GPS — точность. Но на практике погрешности вы не заметите, если ваша сфера деятельности не связана, например, с перевозками, а маяк вы приобретаете для личного авто. Если же точность позиционирования — наиважнейший критерий в бизнесе, то стоит купить GPS/ГЛОНАСС трекер. Так как в системе мониторинга транспортных средств при поддержке обеих технологий обеспечивается максимальная эффективность отслеживания. Здесь в вашем распоряжении будет уже не 24 спутника, все 48. А значит и сигнал будет более стабильным, и помехи не будут сбивать оборудование с толку.
На самом деле, гибридные системы GPS/ГЛОНАСС встречаются намного чаще, чем одиночные. Они используются при пассажирских/грузовых, железнодорожных, авиационных и морских перевозках и др, а также в частном секторе. Принцип работы прост: на сервер компании приходят актуальные данные по местоположению, расходу топлива, скорости, время горячего/холодного старта, количество остановок.
Системы, ограниченные GPS будут регулярно выходить из строя и терять сигнал (достаточно вспомнить, как работает GPS на вашем телефоне). Что же касается ГЛОНАСС мониторинга, то его в чистом виде предпочитают военные, которые скрывают свое местоположение от американских коллег.