Но бывают случаи, когда сигнал GPS пропадает в результате каких-либо других причин или его глушат хаотично установленные частные «глушилки». Мы подготовили универсальную инструкцию, которая поможет избежать таких ситуаций и защитит ваш дрон от внезапного отключения и потери ориентации во время полета.
Даже если вы законопослушный гражданин и выполнили все нудные, но обязательные бюрократические требования, это не может на 100% защитить ваш дрон от потери сигнала GPS. Все дело в том, что некоторые частные лица или представители организаций могут поставить глушащие устройства в самых неожиданных местах. Такое оборудование продается вполне свободно и стоит копейки. Особенную опасность в этом смысле представляют большие города, здесь дрон может попасть в «слепую» зону даже в спальном районе.
Сегодня существует несколько видов «глушилок».
1. Устройства, полностью блокирующие всю систему навигации БПЛА. Самая опасная категория, так как они отключают GPS, компас и все остальное. Когда дрон потеряет сигнал, он может попытаться полететь обратно в исходную точку, но, увы, это почти невозможно. Он может зависнуть на одном месте или двигаться по ветру пока не сядет аккумулятор. Далее активируется функция аварийной посадки, но здесь тоже все зависит от случайности — если хватит высоты и если внизу твердая поверхность, сядет, во всех остальных случаях исход более плачевный. Помочь может установка специального GPS-трекер, на которые владелец может выслать правильные координаты. Но такой апгрейд также не приветствуется законом.
2. Системы, которые отключают только GPS. При потере связи со спутником дрон перейдет в режим ATTI, то есть больше не сможет удерживать контролируемую точку полета. Пользователь не сможет управлять его движениями, остановить его получиться только вручную, «на лету». Но при этом БПЛА сможет оставаться на заданной высоте, так как за эту функцию отвечает барометр.
При обнаружении подобной проблемы, главное, не паниковать. Ни в коем случае не нужно нажимать кнопку «Возврата домой», у дрона все равно нет для этого нужных GPS-координатов, поэтому предугадать маршрут его полета невозможно. Лучше воспользуйтесь тем функционалом, что остался не тронут, а именно камерой (если беспилотник вне поля видимости). Проследите по камере примерное место нахождения БПЛА, двигайтесь в эту сторону, пока не найдете удобную точку для его перехвата.
3. Системы, которые передают неправильные данные GPS. При попадании в зону действия подобных «глушилок», заданные координаты меняются на показатели аэропорта. Все дело в том, что большую часть рынка беспилотников занимают модели от китайского концерна DJI, а у них в прошивке занесены данные о всех крупных аэропортах мира и включена функция немедленной посадки в подобных опасных зонах. При переключении координат дрон «думает», что оказался вблизи ВПП и немедленно приземляется. Подобные «глушилки» часто встречаются в центрах крупных городов, в том числе и в Москве.
Что делать? Опять же, не паниковать, ситуация неприятная, но решаемая. Во-первых, нужно выключить автопосадку. При этом коптер будет «сопротивляться», ведь основная его цель — посадка. Чтобы добиться отключения, необходимо несколько раз переключить тумблер управления режимами, чаще всего это помогает. Чтобы найти БПЛА, ориентируйтесь по знакомым местам и объектам на камере.
4. Устройства, испускающие кратковременные электромагнитные импульсы. Они воздействуют на компас и сбивают его с толку. Попав в зону работу такого оборудования начальные настройки дрона теряются, у него может выключиться режим удержания по GPS и сам он перейдет в режим ATTI. Таки образом, квадрокоптер не сможет лететь по прямой траектории.
Ситуация вполне разрешимая. Если дрон находится достаточно высоко, можно попробовать двигать стиками и наблюдать, куда он повернет. Или же через камеру наблюдать движение беспилотника и потихоньку менять его направления до точки дома.
Если ни одно из этих действий не возможно или не приводит к нужным результатам, остается только один выход — отключение мотора. Но! На такую меру можно пойти лишь в крайнем случае, если коптер несется к воде, оживленной дороге, в здание или толпу. При этом падение нужно сделать максимально контролируемым, чтобы устройство не нанесло вред людям или чужому имуществу.
Самый простой способ не попасть в зону «действия» глушилок — не летать там, где они могут быть расположены. Обычно это центр города, или важные стратегические объекты. И все равно, важно постоянно следить за состоянием компаса и показателям телеметрии.
Самый явный признак — исчезновения спутников. Даже в случае подмены понять близость «глушилок» можно по нестандартно отображающимся показателям — сначала пропадают старые спутники, потом появляются новые, неверные.
Как правило, все глушащие устройства работают начиная с высоты 30 м. Поэтому если случился сбой связи, не нужно подниматься еще выше и «ловить» сигнал спутников. Это не поможет, а возможно, еще более усугубит ситуацию.
Если все же удалось приземлить дрон, взлетать повторно в том месте не стоит.
Советы, как избежать встречи с «глушилками»:
не стоит запускать дрон в центре города, в больших, хорошо оборудованных парках, вблизи военных и других стратегических объектов;
тщательно выбирайте точку возврата домой, желательно, чтобы это была открытая местность, чтобы ничего не мешало посадить БПЛА в случае аварийной ситуации;
если еще перед началом полета дрон не «видит» больше 6 спутников, не стоит поднимать его в небо, надеясь на лучшее.
Больше уделяйте времени тренировкам полета. Сначала можно попробовать летать без GPS, учиться обходить большие и маленькие препятствия, приземляться в заданной точке. А уже потом начинать более сложные полеты, в городе или на сложной местности. Вы также можете записаться в нашу школу полета, чтобы чувствовать себя максимально уверенно с пультом в руках.
Если же ваш дрон по какой-то из причин потерял сигнал, упал, повредился, то будет рады помочь с ремонтом. Наш сервис по починке квадрокоптеров лучший в Казахстане по отзывам клиентов!