RC Land. За этим не больно-то оригинальным названием скрывается уникальный вид развлечения - бои на квадрокоптерах. Здесь я расскажу о том, как я дошел до мысли такой и как легко придумать что-то новое.
Но сначала пара вступительных слов. Предупреждая ваш вопрос, скажу сразу - нет, бои не связаны со столкновениями. Мы используем модель Drone Fighter, которая обладает встроенной ИК системой ведения боя. Это позволяет отлично провести время с точки зрения клиента и не разориться на покупке новых аппаратов с точки зрения организатора. Проект коммерческий, нацеленный на открытие сети игровых площадок, а не на проведение разовых мероприятий. И если вы уже задумались, на каких выходных к нам прийти, у меня для вас две плохих новости: 1. Мы еще стартап и открываемся только в этом июле. 2. Первая игровая площадка запускается в Таллине, то бишь, в Эстонии. Если вы живете в этом славном поселке городского типа (в сравнении с Москвой или Питером), то добро пожаловать в Ida Keskus во второй половине июля.
Этот пост для нас первый на Гиктаймс. Спасибо им за возможность вести здесь корпоративный блог. Мы хотим, чтобы вам было комфортно читать наши записи, поэтому пишите свои предложения с темами будущих постов - если вы хотите услышать от нас что-то конкретное. Есть замечания или претензии? Не вопрос, нам важна и даже нужна любая конструктивная критика. Так что добро пожаловать в комментарии.
И еще немного, прежде чем я перейду непосредственно к теме поста. Все ниженаписанное есть результат слияния огромного количества книг по организации предприятия и мотивации по его открытию, сотен часов просмотренных видео на TED, а также собственного опыта по созданию бизнеса с нуля. Мы не претендуем на лавры истины в последней инстанции, все это лишь аккумуляция опыта и сугубо личное мнение. Если вы с чем-то не согласны, то мы готовы обсудить это и подискутировать. "В споре рождается истина", помните? Возможно, именно вы предложите лучшее решение какой-нибудь проблемы.
Поймать за хвост идею, которая вдохновит не только вас, но сотни и тысячи людей вокруг, крайне сложно с одной стороны, с другой же стороны - возмутительно просто. В процессе создания проекта RC Land я придумал простой алгоритм, который изрядно облегчает эту задачу. Надеюсь, поможет он и вам. Удачи.
Без этого можно вообще не браться и даже не читать дальше. Бесполезно. Но, к счастью, подавляющее большинство людей постоянно хочет "что-то сделать". При этом одного желания мало даже на первом шаге. Нужно понять для себя, в каком направлении двигаться. Это необязательна должна быть бизнес-идея. Это абсолютно точно не должна быть идея, направленная на заработок денег. Немного отходя от темы: бизнес - это решение проблем клиента за его деньги, а не зарабатывание этих самых денег. "Решение проблем" - ключевое выражение в данном определении.
Итак, первый этап - понять, в каком направлении вы хотите искать свою идею. Это может быть оптимизация вашей текущей работы, фантастический рассказ, уникальный рецепт или даже, чем кот не шутит, интернет-магазин. Все, что угодно, вариации бесконечны, так что найти ту дорогу, которая кажется вам привлекательной, будет достаточно просто. Выбор не окончательный, можете не беспокоиться.
Помните, как в современной британской адаптации Шерлок подмечает все детали в окружающей его обстановке и делает свои гениальные дедуктивные выводы? Представьте, что вы - это он. Стоящую идею можно создать абсолютно из всего вокруг. Самый банальный вариант - вы смотрите на какой-то процесс и внезапно придумываете, как его улучшить. Самый интересный - вы краем глаза замечаете что-то вокруг вас, и вдруг вам в голову приходит идея, вообще никак не связанная с объектом внимания. Ассоциативный метод, ага.
Так что, шаг второй - замечать все вокруг и позволить своему уму придумывать все, что ему заблагорассудится. Не старайтесь делать это специально - толку будет мало. Вся фишка в том, чтобы процесс произошел сам по себе. Но к нему надо быть как минимум готовым. Начните с внимательности, и фантазия подключится самостоятельно.
В определенный момент вы осознаете, что вашу голову посещают десятки идей в день. Разных, невероятных и откровенно абсурдных, но все же идей. Больше всего они обожают те мгновения перед уходом в сон. Восхищаешься свежей идеей и планируешь её завтра обязательно обдумать, а наутро просыпаешься и ничего не помнишь. Знакомо, не так ли? Именно поэтому пункт третий - вести записи. Заведите маленький блокнотик, аналогичное приложение в телефоне, да хоть на ладонь пишите - но записывайте все свои идеи. Лучше еще и отмечать их по дате возникновения. Пишите все, даже если в списке будет значиться что-то вроде "вырастить серо-буро-малиновых жаб".
Наступил момент, когда ваш блокнот исписан от корки до корки, на ладонях не осталось места и вы уже пишите на ступнях, а телефон жалуется на недостаток памяти. Пришло время провести анализ всего, что вы понапридумывали.
На данном этапе еще не осуществляется окончательный выбор. Помните, вы решали, в каком направлении действовать? Спорю на все, что угодно, что в итоге ваш список включает идеи из самых разных аспектов, некоторые из них сулят миллионные прибыли, другие мировую известность, а третьи помогут избавиться от воплей начальника. Из всего этого огромного потока сознания вам требуется оставить только наиболее адекватные и интересные идеи. Оценка, конечно, получается строго субъективная, но так и надо. Выбирайте то, что интересно для вас, а не для соседа, а также то, что показалось именно вам адекватным, а не вашим друзьям.
Отсортировав идеи, придется разбирать их повторно. Список все еще велик, а вам нужно сократить его до одного-двух пунктов. Теперь отбор будет более жестким, в предыдущем шаге вы оставляли то, что представляет для вас интерес и/или кажется достаточно серьезным. На этом этапе придется выкинуть все лишнее, оставив только те идеи, которые вас вдохновляют и при этом актуальны в реалиях текущего состояния вашей жизни и мира в целом. Заметьте, здесь нет слова "или". Идея должна отвечать обоим условиям, иначе велик риск потерять интерес. Идея, которую вы выберете, должна увлечь вас как первая любовь, чтобы вы засыпали с ней и просыпались. И, что логично, она должна быть актуальной. Нет особого смысла придумывать энергоэффективный кинескоп, когда все давно используют ЖК-панели. Хотя, кто знает…
Финальный этап выбор идеи. То есть, выбор-то уже сделан, настал черед проверки идеи на "профпригодность". Иными словами, следует воспользоваться поисковиком и узнать, не сделал ли кто-то похожее до вас. Здесь получается два варианта. Первый: никто до похожего еще не додумался, так что вперед, к покорению новых вершин. Второй: кто-то все-таки уже сделал то, что вы придумали совсем недавно. Здесь начинают отступать первые энтузиасты. Они думают, что если их идея уже кем-то воплощена, то игра не стоит свеч. Но не стоит торопиться, присмотритесь повнимательнее. Например, вы придумали очки виртуальной реальности. Пошли в Интернет и узнали о существовании Oculus Rift, Samsung Gear VR и пр. Плохо? Согласен, не лучший расклад. Но изучите эти продукты, возможно, ваша идея в принципе революционна и сможет подвинуть имеющихся игроков? Исследуйте конкурентов. Не стоит отчаиваться, если окажется, что вашу потрясающую идею рассказа о поиске молодым человеком смысла жизни, который попутно тюкал бабушек топориком, уже написана известным классиком. Подумайте, как сделать вашу идею лучше того, что уже есть в мире. Начните развивать свою идею.
А вот здесь начинается массовое дезертирство. После всесторонней проверки вашей идеи вы понимаете, что настала пора её реализовать. И появляются сомнения.
Самый большой процент отказа у тех, кто придумал бизнес-идею. Причины самые разные - нет денег на старт, "а вдруг оно не выстрелит?", "это же так сложно", "все предприниматели - ворюги" и т.п. Но и у других разновидностей идей тоже достаточно отступников.
Все дело в том, что мы боимся выйти из собственной зоны комфорта. И это при том, что все достижения лежат как раз за границей этой зоны. На тему поиска смелости есть огромная масса мотивирующей литературы и медиа-контента. Мне лично помогли две книги: "Богатый папа, бедный папа" Роберта Кийосаки и "К черту все! Берись и делай!" Ричарда Брэнсона. Известные книги, скорее всего, вы их уже читали. Так что ищите свой способ мотивации. Могу посоветовать только одно - ни в коем случае не сдавайтесь. Каждая идея достойна воплощения.
Коли вы совладали с собой и твердо решили осуществить свою идею, то здесь и начинается непосредственно работа над ней. Реализация идеи - отдельная тема, также многократно освещенная во множестве источников. Помните, что дорога от создания идеи к её воплощению в реальность предельно прямая, а не кривая и запутанная, как многие думают. Просто на обочине этой дороги стоят с дубинами ваши родственники, друзья, знакомые и прочие другие люди, которым только дай повод покритиковать ваше стремление. Не позволяйте им демотивировать себя. Настоящая критика никогда не лишит вас мотивации, а только добавит желания улучшить свою идею и исправить указанные недочеты. Дубины у этих ребят по краям дороги эфемерны, и их плотность зависит только от вашего внимания. Так стоит ли оно того?
Прорабатывайте свою идею, формируйте её. Решайте, нужна вам команда, или вы справитесь в одиночку. Ищите ресурсы. Тратьте время. Не жалейте сил. Это ваша идея, и только вы можете её воплотить.
А теперь кратко расскажу, как вышеописанный метод сработал со мной. В октябре 2014 года я внезапно потерял работу. Вместо того, чтобы искать новую, я решил поработать в одиночку. Тогда я собирался вплотную заняться фотографией, поскольку давно подрабатывал в этой сфере, не искав при этом специально заказы. Выполнял то, что само приходило. И вот принято решение ходатайствовать о пособии на начало предпринимательства, чтобы докупить дополнительное оборудование, открыть фирму и заняться этим серьезно, а не как обычной "халтурой". Я пошел на курс по составлению бизнес-плана (который, кстати, очень сильно мне потом помог), где в процессе изучения предпринимательства как явления я понял, что фото-бизнес для меня - немного не то, чего хотелось бы. Я выбросил из головы неактуальную для себя идею.
И вот в один чудесный момент я наткнулся на Хабре (или Гиктаймс, точно не помню) на обзор квадрокоптера Byrobot Drone Fighter. Меня впечатлила эта игрушка именно своей системой боя - простой до безобразия, но при этом уникальной. Я подумал: "Как было бы классно поиграть в это с друзьями". Но ведь надо подбить их на покупку собственных аппаратов, потом еще скоординироваться для встречи, и т.д. Игра не стоит свеч.
И уже перед самым сном в тот день мне стукнула в голову Идея. Сделать так, чтобы каждый мог прийти и поиграть с друзьями на этих квадрокоптерах, не покупая своих собственных. Чтобы каждый мог летать. И вот тут, согласно пункту номер 3, я не заснул, как обычно, а вскочил и записал эту идею.
На следующий день закипела работа. Еще один маленький совет - не откладывайте осуществление идеи в долгий ящик. Вдохновление не вечно.
Из маленькой концепции идея выросла в масштабный проект на сотнях страниц. Я собрал команду, которая вдохновилась идеей также, как и я. Работа началась в декабре. Спустя более, чем полгода, мы наконец готовы к запуску. В июле откроется первая игровая площадка RC Land. И это, я вам скажу, потрясающее чувство. Мы уже провели несколько тестирований на желающих, найденных через социальные сети, - результаты показали, что мы были правы в своих ожиданиях. Все игроки вне зависимости от возраста (от 8 до 77 лет) испытывали восторг от сражений, они уклонялись от атак противника всем телом, прижимая к груди пульт управления, а в их глазах горел азарт битвы. Это невозможно выразить словами, когда понимаешь, что задумка сделать что-то для людей становится реальностью.
На этом я закончу. Надеюсь, мой опус поможет вам встряхнуться и создать что-нибудь свое. Созидание - великое благо в первую очередь для того, кто это делает. Не упускайте свою возможность.
Напомню, если у вас появились какие-то замечания или предложения - пишите их в комментариях. Также не забудьте написать, о чем вы бы хотели услышать в следующий раз в рамках нашего проекта. И да пребудет с вами Сила!